top of page

Аудит эффективности расходов на организацию и обеспечение горячего питания школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Информация о принятых решениях и мерах по устранению нарушений, выявленных по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходов на организацию и обеспечение горячего питания школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в Краснодарском крае» в 2020 году и истекшем периоде 2021 года»

         В соответствии с п. 2.9 плана работы на 2021 год специалистами Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности расходов на организацию и обеспечение горячего питания школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в Краснодарском крае» в 2020 году и истекшем периоде 2021 года.

Цели проверки:

  1. Оценить эффективность использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов и учащихся с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях города Сочи.

  2. Оценить эффективность использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов и учащихся с ОВЗ АНО «Стандарты социального питания»

  3. Оценить эффективность использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов и учащихся образовательными организациями.

         Краткие итоги проверки:      

Численность учащихся в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края постоянно увеличивается, за год общий прирост составил 4% или 2 771 человек и по состоянию на 01.01.2021 года их количество составляет 71 947 человек.

По данным комплектования на 01.01.2021 количество учащихся в начальных классах составляет 32 723 человека, за один год прирост 3,5 процента или 1 107 человек.

По состоянию на 01.01.2021 года из 1046 питающихся по приказам учащихся с ОВЗ 853 человека обучаются в 1 смену, в том числе 1-4 классы 371 человек и 193 человека – во вторую смену, в том числе 1-4 классы – 135 человек. 

На организацию бесплатного горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях в 2020 году запланировано 198 016,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 109 123,0 тыс. рублей, краевого – 34 459,9 тыс. рублей и местного бюджета – 54 433,9 тыс. рублей; в 2021 году – 470 413,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 279 629,3 тыс. рублей, краевого – 88 304,0 тыс. рублей и местного бюджета – 102 479,7 тыс. рублей.

Объемы финансирования, предусмотренные муниципальной программой на организацию бесплатным горячим питанием учащихся с ОВЗ, составляют в 2020 году – 19 793,4 тыс. рублей; в 2021 году – 27 178,4 тыс. рублей. 

В соответствии с условиями Соглашения на 2020 год неиспользованные остатки субсидий в сумме 4 536,7 тыс. рублей (продуктовый набор) возвращены АНО «ССП» на лицевой счет Управления по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в установленный срок на основании платежных поручений от 24.02.2021 № 487, № 489 и № 492  (как остатки неиспользованной субсидии за 2020 год).

Кроме того осталась не заявленной субсидия на общую сумму 24 442,5 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет – 17 461,7 тыс. рублей, краевой бюджет – 5 514,2 тыс. рублей, местный бюджет – 1 466,6 тыс. рублей.

В нарушении п. 3.1, 3.7 и 3.12 Порядка определения субсидии 2020 года, утверждённого Постановлением администрации города Сочи от 25.06.2020 № 1025 (в ред. от 25.09.2020), п. 2 ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ Управлением по образованию и науке администрации города Сочи заключено дополнительное соглашение и перечислена субсидия АНО «ССП» на сумму 30 614,7 тыс. рублей в нарушение условий и порядка предоставления субсидий, что влечет за собой административную ответственность по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

В рамках Соглашения от 31.08.2020 № 03726000-1-2020-009 Управлением представлен 11 января 2021 года в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 1 января 2021 года. Согласно данному отчету показатель результативности «доля обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных организациях, получающих бесплатное горячее питание, к общему количеству обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях» за 2020 год составляет 100%.

Вместе с тем, в ходе встречных проверок муниципальных образовательных организаций установлено, что 94 человека из 32 723 учеников по состоянию на 01.01.2021 года (количество учеников по данным Приложения 2,3 к письму УОН в ред. 09.06.2021), получающих начальное общее образование по различным причинам отказались от бесплатного горячего питания, соответственно показатель «доля обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных организациях, получающих бесплатное горячее питание, к общему количеству обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях», утвержденный краевой госпрограммой, муниципальной программой, соглашениями фактически равен 99,7%.

Управлением, как координатором муниципальной программы, представлен отчет об исполнении финансирования муниципальной программы города Сочи «Развитие отрасли «Образование» города Сочи за 2020 год, в котором по мероприятию 2.2.6 «Организация бесплатного горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях» фактическое значение непосредственного результата равно 32 663 человекам, что не соответствует отчету о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию за 12 месяцев 2020 года (факт) на 1 человека.

Проведен анализ прихода и расхода яблок свежих в МОБУ гимназии №1, в результате которого установлено необоснованное списание в расход на питание детей продовольственного сырья (яблок), отсутствовавшего на пищеблоке в количестве 279,996 кг на сумму 26,3 тыс. руб.

Необоснованное завышение оплаты труда за счет средств бюджета города Сочи, включая компенсацию за неиспользованный отпуск и отпускные с учетом начислений на выплаты по оплате труда, составило 2,4 тыс. рублей. Кроме того установлено необоснованное увеличение начислений на выплаты по оплате труда за сентябрь 2020 год на сумму 5 161,58 рублей.

 

В рамках параллельного контрольного мероприятия сотрудниками Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края проведены встречные проверки 16 муниципальных образовательных учреждений. По итогам встречных проверок составлены акты, которые подписаны образовательными организациями, АНО «ССП» и бухгалтерами без разногласий и пояснений. Нарушения и замечания, выявленные в ходе встречных проверок образовательных организаций, следующие:

  1. при составлении графика питания Учреждения не учитывают Рекомендаций 2.4.0179-20, что в свою очередь не способствует реализации одного из принципов здорового питания, предусмотренного ст. 2.1 Закона №29-ФЗ, а именно обеспечение оптимального режима питания.

  2. классными руководителями начальных классов подавались табеля питания на обучающихся, фактически отсутствующих на занятиях, что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств на общую сумму 78,0 тыс. рублей.

  3. в нарушении п. 7.4 Порядка управления имуществом, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2016 № 126, Учреждением заключено дополнительное соглашение с АНО ССП без Уполномоченного органа на сумму 66 487,66 рублей.

  4. в нарушении п. 7.4 Порядка управления имуществом образовательными организациями передается АНО «ССП» в безвозмездное пользование технологическое оборудование без заключения договора (дополнительного соглашения к договору) на сумму 2 625 036,0 рублей.

  5. в нарушении п. 3.4.2 договора по возмещению коммунальных расходов АНО «ССП» производилась оплата счетов на компенсацию коммунальных услуг позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом. Однако образовательными организациями требования об уплате неустойки в адрес АНО «ССП» не направлялись, при этом ее сумма могла бы составить 15,8 тыс. рублей.  

  6. по результатам проведенных инвентаризаций на пищеблоках образовательных организаций выявлены излишки основных средств в количестве 47 единиц, которые по результатам проведенного аудита приняты на баланс.

  7. в нарушение п. 9 Приказа Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», раздела 8 Стандарта бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», в ходе инвентаризации основных средств перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2020 год не проведена оценка имущества на соответствие критериям актива на сумму 414,2 тыс. рублей. Кроме того, не приняты меры по дальнейшему использованию имущества либо его списанию, неиспользуемое имущество продолжает учитываться в составе нефинансовых активов учреждения. В ходе проверки имущество, отнесено на забалансовый счет 02.

  8. в нарушении п. 9 Приказа Минфина России от 25.03.2011 № 33н и п. 8 раздела 3 Стандарта бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 года № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономической выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, не были отнесены на забалансовые счета Рабочего плана счетов субъекта учета на общую сумму 1 397,4 тыс. рублей.

  9. в нарушении п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ и Порядка управления имуществом с учетом пункта 3.4 договора ответственного хранения МОБУ гимназия № 1 дала право МОАУ гимназии №8 пользоваться полученным имуществом, то есть фактически в безвозмездное пользование без согласия Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на сумму 176,1 тыс. рублей. 

  10. в нарушении п. 29 раздела V Приказа Минфина России от 30.03.2001 №26н АНО «ССП» не произвело списание основного средства (машина кухонная универсальная) на основании дефектного акта от 27.08.2020 № 12 на сумму 146,1 тыс. рублей. 

  11. АНО «ССП» для реализации деятельности по организации питания в МОБУ ООШ № 43 использует помещение № 68 (площадь 53,1 м2) в качестве обеденного зала, а в МОБУ СОШ № 57 – помещение № 3 (площадью 6,7 м2) в качестве складского, которое в пользование АНО «ССП» не передавалось.

  12. Проверкой выявлены факты, свидетельствующие о неэффективном использовании технологического оборудования, приобретенного образовательными организациями за счет средств субсидий на иные цели. Так на момент проведения проверки, приобретенные и оплаченные товары (технологическое оборудование для пищеблока) на общую сумму 760,8 тыс. рублей в течение длительного времени (более пяти месяцев) учреждениями не использовались.

  13. В нарушении п. 8, 14 Стандарта бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н имущество признано объектом основного средства на сумму 760,8 тыс. рублей.

  14. В нарушении требований пункта 8.1.4 раздела 8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 фактический вес порции готовых блюд не соответствует весу порции готовых блюд, установленных меню. Такая ситуация, а именно уменьшение порций, ведет к нарушению прав школьников, а в случае увеличения порций к необоснованному расходованию бюджетных средств.

  15. в ходе выборочных проверок бракеражных журналов в 2020 году установлены нарушения требований п. 14.6 раздела 14 СанПиН 2.4.5.2409-08 в части регистрации результатов бракеража готовой продукции. Отмечается частое отсутствие результатов бракеража готовых блюд, следовательно, контроль оценки качества готовых блюд за эти дни бракеражной комиссией не осуществлялся, что ставит под сомнение фактическое списание продуктов питания, указанных в меню за этот период.

  16. в нарушении требований пункта 14.6 раздела 14 СанПиН 2.4.5.2409-08 в журнале бракеража готовой продукции в 2020 году отсутствуют записи о фактической массе порции готового блюда, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны бракеражной комиссии, в части проверки соответствия фактической массы порции готового блюда массе порции готового блюда, установленной меню.

  17. в ходе выборочной проверки журналов бракеража готовой продукции и примерных единых меню (ежедневные) установлено несоответствие готовых блюд, которые были выданы ученикам начальных классов, в том числе детям с ОВЗ, что привело к необоснованному расходованию бюджетных средств на сумму 86,2 тыс. рублей.

  18. В результате встречных проверок, установлено, что на приготовление горячих блюд на завтрак и обед, не востребованных учащимися и возвращенных в отходы, расходовано 381,4 тыс. рублей за счет бюджетного финансирования (в каждой образовательной организации фиксировались объемы отходов в течение 2 полных дней).

  19. В ходе встречной проверки установлено, что 22.04.2021 во время предоставления обеда в обеденном зале образовательной организации 64 учащимся не выдавался борщ на общую сумму 387,09 рублей и на 1 и 2 перемене 2 смены 51 учащимся произведена замена блюда «рис отварной с овощами»  на «макароны» на общую сумму 410,24 рублей.

По итогам контрольного мероприятия в отношении должностного лица, допустившего нарушения, составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Кроме того за предоставление недостоверной информации на запросы Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края составлены протокола в отношении юридического и должностного лиц по статье 19.7 КоАП.

В адрес Управления по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края направлено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.

         Отчет о результатах мероприятия направлен в Городское Собрание Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, в прокуратуру города Сочи, главе муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и в Контрольно-счетную палату Краснодарского края.

bottom of page