Мониторинг хода реализации муниципальных программ города Сочи за 2018 год
Контрольно-счетной палатой города-курорта Сочи проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг хода реализации муниципальных программ города Сочи за 2018 год».
Разработка муниципальных программ осуществлялась на основании Постановления администрации города Сочи от 01.08.2014 № 1515 «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ города Сочи» (с изменениями ред. от 02.02.2018) (далее – Порядок).
В соответствии с Решением Городского Собрания Сочи от 26.12.2017 №216 (в ред. от 25.12.2018 № 167) «О бюджете города Сочи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – решение о бюджете города Сочи) и сводной бюджетной росписью бюджетные ассигнования утверждены по 28 муниципальным программам в сумме 12 733 104,60 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета – 297 690,8 тыс. рублей или 2,34% от общего объема средств предусмотренного на финансирование муниципальных программ;
за счет средств краевого бюджета – 6 079 387,3 тыс. рублей или 47,74% от общего объема финансирования муниципальных программ;
за счет средств бюджета города Сочи – 6 356 026,5 тыс. рублей или 49,92% от общего объема финансирования муниципальных программ.
Кассовый расход за 2018 год по муниципальным программам составил 12 286 313,3 тыс. рублей или 96,5% исполнения от сумм, утвержденных сводной бюджетной росписью, в том числе:
за счет средств федерального бюджета – 265 599,5 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета – 5 872 583,0 тыс. рублей;
за счет средств бюджета города Сочи – 6 148 130,8 тыс. рублей.
В 2018 году через муниципальные программы исполнено 89,7% всех расходов бюджета города Сочи.
На высоком уровне (более 90%) освоены бюджетные средства по 24 муниципальным программам, на недостаточно высоком уровне (менее 80%) по 2 муниципальным программам, и на низком уровне (менее 60%) по 2 следующим муниципальным программам: МП г.Сочи «Развитие и поддержка сельского хозяйства в городе Сочи» - 57,01% и по МП г.Сочи «Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Сочи» - 0,0%.
Согласно пункта 1.10 Порядка по каждой муниципальной программе ее координатором ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.
В соответствии с пунктом 8.2 «Типовой методики оценки эффективности реализации муниципальной программы» (Приложение 5 к Порядку) эффективность реализации муниципальной программы оценивается по 4 критериям, а именно:
Эффективность реализации муниципальной программы признается высокой в случае, если значение ЭРгп составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации муниципальной программы признается средней в случае, если значение ЭРгп составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации муниципальной программы признается удовлетворительной в случае, если значение ЭРгп составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации муниципальной программы признается неудовлетворительной.
На основании представленных координаторами муниципальных программ оценок эффективности реализации муниципальной программ по итогам 2018 года эффективность реализации муниципальных программ признана высокой (не ниже 0,90) по 18 муниципальным программам, при этом по 8 муниципальным программам эффективность муниципальной программы равна 1, средней (не менее 0,80) по 3 муниципальным программам, удовлетворительной (не менее 0,70) по 3 муниципальным программам и неудовлетворительной (в остальных случаях) по 3 муниципальным программам. По муниципальной программе города Сочи «Развитие здравоохранения города-курорта Сочи» оценка эффективности реализации муниципальной программ по итогам 2018 года не представлена и на момент представления документов в палату не проведена.
В сравнении с проведенной оценкой эффективности реализации муниципальной программы в 2017 году по 4 муниципальным программам показатели эффективности за 2018 год улучшились (изменилась категория оценки) и по 1 муниципальной программе показатель ухудшился (изменилась категория оценки).
В соответствии с оценками эффективности реализации муниципальных программ, проведенных координаторами муниципальных программ в 2018 году признаны неэффективными следующие муниципальной программы:
- муниципальная программа города Сочи «Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Сочи»;
- муниципальная программа города Сочи «Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи»;
- муниципальная программа города Сочи «Развитие и поддержка сельского хозяйства в городе Сочи».
Анализ показателей муниципальных программ и оценки эффективности реализации муниципальных программ.
Для оценки достижения целей и решения задач каждой муниципальной программы установлен комплекс целевых показателей. В муниципальных программах, реализуемых в 2018 году, утверждено 197 целевых показателей, из них по 20 целевым показателям информация не представлена и по 6 целевым показателям не отражена в отчетных формах при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.
Из 171 целевых показателей, информация по которым представлена:
• 116 показателей или 67,8% выполнены на 100%;
• 20 показателей или 11,7% не достигнуты;
• 35 показателей или 20,5% выполнены, с достижением большего результата.
На основании представленных оценок эффективности реализации муниципальных программ и проведенного анализа достижения целей и задач в разрезе муниципальных программ (выполнения целевых показателей) можно сделать вывод, что, как отмечалось ранее, в муниципальных программах имеет место установление целевых показателей, не отражающих результат реализации мероприятий программ.
По ряду муниципальных программ плановые целевые показатели в конце финансового года уточнены под фактическое выполнение, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, что может говорить о неэффективном прогнозировании целевых показателей.
К примеру, по муниципальной программе «Дети Сочи» Постановлением администрации города Сочи от 27 декабря 2018 г. N 2135 внесены следующие изменения, в приложении N 1 к муниципальной программе «Дети Сочи» «Целевые показатели муниципальной программы «Дети Сочи»:
1.3.1. В пункте 3 в строке "Количество обучающихся в общеобразовательных организациях, охваченных летней занятостью, оздоровлением" в графе "2018 год" цифры "15926" заменить на цифры "15896".
1.3.2. В пункте 4 в строке "Количество обучающихся в общеобразовательных организациях, принявших участие в краевых, всероссийских и международных предметных олимпиадах, интеллектуальных фестивалях, научно-практических конференциях, форумах" в графе "2018 год" цифры "10972" заменить на цифры "10964".
Как видно из приведенного примера целевые показатели уменьшены в конце финансового года под фактическое количество, что дало возможность отразить в оценке эффективности достижение запланированного показателя на 100%, при этом по показателю "Количество обучающихся в общеобразовательных организациях, принявших участие в краевых, всероссийских и международных предметных олимпиадах, интеллектуальных фестивалях, научно-практических конференциях, форумах" 27.12.2018 уменьшено без обоснования, так как фактическое значение отражено в количестве 11086 ед., что на 114 ед. выше показателя до внесения изменений в муниципальную программу.
Кроме того следует обратить внимание на несоответствие муниципальных программ утвержденным планам мероприятий ("дорожным картам"). Не осуществляется своевременное внесение изменений в планы мероприятий ("дорожные карты") с учетом доведенных целевых показателей, объемов средств и сроков реализации мероприятий муниципальных программ.
К примеру, выборочный анализ утвержденных планов мероприятий ("дорожных карт") по строительству, ремонту и реконструкции образовательных организаций на территории муниципального образования город-курорт Сочи (от 3 ноября 2015 г. N 3088), утвержденной программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи на 2017 - 2027 годы (от 28 декабря 2017 г. N 239) и муниципальных программ реализуемых в целях развития социальной инфраструктуры показал значительные отклонения в части сроков реализации мероприятий, наименований мероприятий, а также ожидаемых результатов.
Выводы и предложения.
В целом, муниципальные программы в 2018 году реализовывались в соответствии с запланированными целями и задачами.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации муниципальных программ города Сочи за 2017 года» рекомендации Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи координаторами муниципальных программ учтены не в полном объеме.
Методика оценки эффективности реализации программ, применяемая в 2018 году не учитывала степень соответствия запланированному уровню затрат, степень достижения целей и решения задач муниципальной программы, степень реализации мероприятий и ее влияние на достижение социально-экономического эффекта. С учетом низкой информативности отчетов об исполнении муниципальных программ применяемых для расчета оценки эффективности реализации муниципальной программы не представляется возможным оценить эффективность реализации отдельных мероприятий муниципальных программ, а также эффективность программы за период ее реализации в 2018 году, и в целом с начала периода ее реализации.
В отчетной форме, применяемой для расчета оценки эффективности реализации муниципальных программ города Сочи, отражаются только уточненные показатели по расходам на реализацию муниципальных программ, а также уточненные целевые показатели, что не раскрывает процесс реализации программ, который мог бы определять результаты завершенного или реализуемого мероприятия (проекта) с точки зрения установленных критериев.
В целях повышения эффективности реализации муниципальных программ муниципальным заказчикам и координаторам рекомендуется:
1. Проанализировать причины, повлиявшие на результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы и принять соответствующие меры;
2. Усилить контроль за ходом реализации муниципальных программ, в том числе за своевременным внесением изменений в муниципальные программы, особенно по объемам финансирования, утверждением (уточнением) планов реализации муниципальных программ (дорожных карт) в установленные сроки;
3. При внесении изменений в муниципальные программы в части изменения объемов финансирования одновременно уточнять значения индикаторов и непосредственных результатов, увязывать их с запланированными мероприятиями и объемами финансирования;
-
Координаторам муниципальных программ пересмотреть целевые показатели, так, чтобы они отражали степень выполнения мероприятий муниципальных программ, были считаемы, напрямую зависели от объемов финансирования, имели связь с непосредственными результатами мероприятий муниципальных программ и были подтверждаемы документально.
-
Руководителям отраслевых (функциональных) органов администрации города Сочи обеспечить своевременное внесение изменений в планы мероприятий ("дорожные карты") с учетом доведенных целевых показателей, объемов средств и сроков реализации мероприятий.
-
Департаменту экономики и стратегического развития администрации города Сочи, как ответственному за формирование сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ, провести анализ предоставленных оценок эффективности реализации муниципальных программ за 2018 год и рассмотреть вопрос о корректировке отчетной формы для расчета оценки эффективности реализации муниципальной программы.